Школьник и современное образование: проблемы сегодня, возможности завтра

  • автор:

Вчера, 11 ноября, приняла участие в дискуссию “Школьник и современное образование: проблемы сегодня, возможности завтра” в рамках совместного проекта Design Thinking Lab и Talk Club “Школа будущего”.
Организатор встречи Ирина Кутенева собрала в очень уютной атмосфере людей, объединенных вопросом об образовании современных детей. Было приятно как встретить знакомых – Константина Кудрявцев, Ладу и Андрея Королихины, так и познакомиться с новыми интересными людьми – Ущековой Еленой, Сахоненко Марей, Бубновым Иваном, Сергеем Лашко и другими участниками.

Страница мероприятия в Фейсбуке
В дискуссии обсуждались разные взгляды на перспективы современного образования.
Для “запуска” обсуждения организаторы показали видеоролик о проблемах современного образования в Америке, основной идеей которого стало воззвание детей “engage me!”
Все присутствующие сошлись на том, что традиционное школьное образование действительно не вовлекает учеников, не развивает их осознанность, не готовит к самореализации в жизни.

Трое из присутствующих родителей совместно с детьми поделились своим практическим опытом домашнего обучения. Домашнее обучение позволяет создавать максимально комфортную обстановку для обучения и выбирать индивидуальную траекторию развития ребенка. Но в то же время становится еще более актуальным вопрос о самоорганизации ученика и развитии навыков самодисциплины, которые понадобятся в дальнейшем на реальной работе. К тому же, такое обучение предъявляет повышенные требования к осознанности родителей.

В школах тоже можно реализовать высокий уровень мотивации и вовлеченности, пример этого представил Сергей Лашко, рассказав о школе 686, где учатся его дети.

По моему мнению, обучение именно в школе очень важно для ребенка – ведь это опыт социализации, коллоборативной работы, которую не заменишь дистанционным образованием. Ведь можно выделить два способа получения информации – трансляцию и прямую передачу. Прямая передача всегда более эффективна, так как вовлекает все каналы восприятия. Но при этом повышаются требования к источнику такой информации. Как отметили в дискуссии, такой учитель должен сам быть образцом для детей, проявлять свою осознанность не только в теории, но и в своих действиях, образе жизни.

Именно поэтому я считаю, что для Новой школы необходимо собирать критическую массу учителей, готовых взглянуть новыми глазами на своих учеников и на систему образования в целом, готовых менять привычные учебные технологии на новые, развивающие и личностно-ориентированные, готовых искать наилучшие пути к сердцам и умам своих учеников, готовых быть вкладом в будущее детей.

Одним из путей, который мы уже начинаем практически реализовывать, является обучение педагогов коучингу. Такое обучение имеет несколько эффектов. Первым делом, педагоги учатся исследовать баланс собственной жизни – ведь только сбалансированный, счастливый учитель, получающий искреннее удовольствие от работы и от жизни в целом, может быть для учеников примером, ролевой моделью, мотивирующим к достижениям. Далее, ощутив на себе мощь коучинговых техник, начиная менять свою жизнь к лучшему, учителя могут применять изученные техники и в учебном процессе, обучая детей эффективным стратегиям нахождения решений. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки (умение создавать доверительные отношения, глубинно слушать собеседника, задавать сильные открытые вопросы, использовать трансформационные тоны голоса и т.д.) органично встраиваются в компенетностный профиль современного учителя, позволяя наиболее эффективно достигать результатов совместно с учениками.

И в то же время, я считаю, что массовое обучение учителей коучингу может иметь нивелирующий эффект. Коучинговый подход в образовании подразумевает не столько применение специальных техник, сколько изменение самого восприятия детей – развитие сильной коуч-позиции по отношению к ним. И поэтому педагог должен “дозреть” до такого подхода, чтобы, открывая для себя коучинг, встречать не внутреннее сопротивление, а радость открытий, объяснения того, к чему он сам интуитивно стремится, получения эффективных проверенных инструментов, часть из которых он уже сам изобретал в процессе работы. Только в этом случае он сможет искренне реализовывать коучинговый подход в обучении. Поэтому участие в обучении коучингу должно инициироваться самим учителем, а не “спускаться сверху” администрацией. И при этом поддержка администрации очень важна при реализации полученных знаний в практической деятельности.

Пройдя обучение и применяя на практике коучинговый подход, педагог меняет вокруг себя образовательное пространство, получая отклик как со стороны учеников, их родителей, так и коллег. И именно таким путем – через практическую демонстрацию действенности новых методов – распространение личностно-ориентированного образования, основанного на коучинговом подходе, будет максимально эффективно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.